http://ravelit.4bb.ru/viewtopic.php?id=1856 - Источник. Анализ состоит из множества аспектов, определяемых на различных уровнях: 1. Ритм и размер. Ритм - кол-во слогов в стихотворении Размер - амплитуда чередования ударных и безударных слогов в строке. Гексаметр и другие доломоносовские и редко употребляемые ритмы я разбирать не буду. Разберу вкратце постломоносовские. - Ямб (_/) - размер с ударением на последний слог; - Хорей (/_) - размер с ударением на первый слог; - Анапест (_ _ /) - Трехсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге; - Амфибрахий (_/_) -Трехсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге; - Дактиль (/ _ _) - Трехсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге; - Дольник - 1-2 безуд. между ударными; - Тактиовик - 2-3 безуд. между ударными; - Акцентный стих - 0-4 безуд между ударными. Ритм и размер определяют организацию худ. текста. Помогают передать опр. состояние, например: 2-3 стопный анапест - медитация, размышление. 2. Фонетический уровень. Кол-во звуков гласных и согласных, их определенное сочетание, аллитерация, ассонанс. 3. Композиция, образы, мотивы. 4. Лексический уровень. 5. Морфологический уровень. 6. Лингвистический уровень. 7. Синтаксический уровень. 8. Средства художественной изобразительности ( о них в следующий раз - клавиатура не вдерживает напора). 9. Комментарии, аллюзии, реминисценции. Привожу свой анализ текста как пример. Хочу отметить, что это основной анализ. Существует еще множество дополнительных (структурный, сравнительный ит.д.). О них по просьбам желающих и позже. Голгофа. Сегодня смотреть и плакать – одно и то же. Сегодня плакать и любить – одно и то же. Сегодня любить и предать – одно и то же. Сегодня предать и смотреть – одно и то же. Сегодня страдать и думать – одно и то же. Сегодня думать и кричать – одно и то же. Сегодня кричать и молчать – одно и то же. Сегодня молчать и страдать – одно и то же. Сегодня камню хотелось бы стать птицей. Сегодня дереву хотелось бы стать тенью. Сегодня железу хотелось бы стать поцелуем. Сегодня они станут орудиями казни. (Вера Павлова) Анализ ритма, размера. _ /_ _ / _ / _ _ / / _ _ _ / _ / _ _/ _ _ /_ _ Стихотворение является акцентным (0-4 безударных между ударными). Ритм сбивчивый – говорит о сбивчивости чувств человека, пишущего человека, автора. Рифма создается с помощью эпифоры (повтора в конце строки). Голгофа – холм в окрестностях Иерусалима, на котором, по преданию, был распят Иисус Христос. Слово «Голгофа» употребляется как синоним мученичества и страданий. Тема мученичества проходит через все стихотворение, достигая своей кульминации в конце. Тип текста – рассуждение (построение автором логических цепочек, безличные предложения в 1 и 2 строфах, сослагательное наклонение в 3 строках 3 строфы и будущее время в последней строке – вывод). Лингвистический уровень стихотворения. Глаголы 1 и 2 строфы даны в начальной форме («смотреть», «плакать», думать», «кричать» и т.д.) дабы показать, что и не относятся к кому-либо конкретно, и одновременно относятся ко всем. Настоящее время – время совершаемых событий и время автора. Сослагательное наклонение в первых трех строках последней строфы говорит о желательности действий, оно создает ощущение порыва, отчаяния, веры и надежды. Финальная строка с глаголом будущего времени подводит итог размышлениям, резко обрубая ощущение от предыдущих трех. Текст разделен на 3 строфы, в финальной строфе достигая своего апогея и резко обрываясь. Уже при первом прочтении текста бросается в глаза параллелизм. В первых двух строфах он дает ощущение безвыходности; с каждым новым повтором усиливается нервное напряжение. Меняясь в 3 строфе, он меняет и ощущение – появляется отчаяние. 4 строка, выбиваясь из общего ряда, ставит финальную точку. Постоянная анафора (повтор в начале стихотворения) «сегодня» усиливает ощущение того, что все происходит в настоящее время, дает ощущение актуальности и насущности поставленной проблемы, связывает всю конструкцию текста, но с каждым изменением средства художественной изобразительности (видоизменение и исчезновение параллелизма) это слово приобретает новый оттенок, свойственный каждой отдельной части текста. В 1 и во 2 строфах кольцевая композиция. Первое понятие является конечным. С каждой новой строкой и повтором происходит расширение гаммы чувств и ощущений, усиление основного чувства. Каждое новое слово приравнивается к предыдущему с помощью союза «и». В итоге получается кольцо. Кольцо – символ бесконечности, в данном контексте – безвыходности. Кроме того, можно отметить антитезу в приведенных выше словах. Замкнутые, с одной стороны, кольцевые строфы как бы объединяются с помощью параллельной конструкции. Третья и последняя строфа также имеет параллельную конструкцию, но уже другую. Кроме того, в данной строфе появляются существительные. Первый ряд существительных преобразуется во второй, совершенно ему контрастный: «камню» - «птицей» «дереву» - «тенью» «железу» - «поцелуем» Этот контраст – символ борьбы, сопротивления, отчаяния. Камень – символ тяжести, бездушности, равнодушия, превращается в птицу – символ надежды, жизни, легкости. Дерево – символ укоренелости, устойчивости, переходит в тень – нечто неуловимое, перетекающее, постоянно изменяющееся. Железо – символ холода, ненависти (то, из чего делают оружие) переходит в поцелуй – символ любви. В этой «магии» - надежда на чудо, внутренняя отчаянная борьба за все святое, что есть на свете. Но чуда не произойдет – это доказывается последней строке, когда автор говорит о дереве, камне и железе как об орудии казни. Фонетический уровень стихотворения. Изучив текст на фонетическом уровне, отметим резкий ассонанс на звук «о» (28) – он придает тексту воющую интонацию и некоторое смягчение; вместе со звуком «а» (16) – ощущение плача. Сам по себе звук «а» как бы кричит. На протяжении всего стихотворения можно заметить аллитерацию на звуки «т» и «С», символизирующие смятение и внутреннюю борьбу в душе человека, особенно это заметно в 3 строфе. Кроме того, повторяющиеся «л», «м», «н» и «В» говорит о христианском смятении. Лексический анализ стихотворения. В тексте используется общеупотребительная лексика: «сегодня», «любить», «предать» ит.д. Лексику можно разделить на 3 группы: 1. Чувства – любить, страдать, хотелось бы стать; 2. Действия – предать, думать, станут, смотреть; 3. Внешнего проявления чувств: плакать кричать, молчать. Синтаксический анализ стихотворения. Каждая строка является новым предложением. В каждой строке 1 и 2 строфы – тире, т.к. пропущен глагол-связка «есть». Такой прием упрощает и ужесточает конструкцию текста. Создается ощущение нейтральности, равнодушия, холодности. Определения свыше. Морфологический анализ стихотворения. Анализируя текст, узнаем, что в тексте 8 сущ., 19 глаголов и 12 раз повторяется наречие «сегодня». Все это создает ощущение постоянной смены и расширения чувств на один и тот же предмет. Довольно аскетичное использование существительных и полное отсутствие прилагательных с лихвой заменяется богатой палитрой чувств, которые позволяют нам самим представить картину. Местоимение использовано всего лишь одно: «они». Но это заставляет задуматься читателя: только ли о камнях, дереве и железе говорил автор? Надеюсь, поможет в анализе как своих, так и чужих опусов. Понимаю, много непонятного. Но об этом писать еще больше, поэтому, лучше будет в форме вопроса-ответа. P.S. Могла накосячить - если есть недочеты, пожалуйста, отмечайте. (с) Домино
|